Понятие "культурный ландшафт"

Культурный ландшафт является специфической категорией объектов культурного наследия. Отдельные его виды могут совпадать с другими видами недвижимых памятников истории и культуры (музеи-заповедники, музеи-усадьбы, дворцово-парковые ансамбли), в других случаях его идентификация как объекта наследия представляет собой самостоятельную задачу. Выявление, типология, описание и представление культурных ландшафтов в общей сети объектов культурного наследия выходит за рамки традиционных подходов к созданию информационных систем по памятникам культуры и требует специальной научно-методической проработки.

Современное представление о культурном ландшафте неоднозначно. Эта ситуация характерна как для мировой географической науки, так и для русской (советской) географии. В настоящее время сложилось три принципиально разных толкования термина "культурный ландшафт". Некоторые исследователи придерживаются традиционного для русских физико-географов подхода и определяют культурный ландшафт как "хороший" антропогенный ландшафт, измененный человеком по определенной программе и обладающий высокими эстетическими и функциональными качествами.

Второй подход базируется на понимании культурного ландшафта как некоей местности, которая в течении длительного исторического периода являлась местом обитания определенной группы людей, являющихся носителями специфических культурных ценностей. Чаще всего чаще всего в качестве таких групп выступают этнические или конфессиональные общности. В основе третьего подхода лежит представление об активной роли интеллектуальной и духовной деятельности в формировании культурного ландшафта; при этом важно подчеркнуть, что культурные духовные и интеллектуальные ценности, хранимые и передаваемые от одного поколения людей к другому в виде информации, не только определяют формирование и развитие культурного ландшафта, но и являются его частью, испытывают на себе воздействие других, материальных компонентов ландшафта. Важнейшей частью культурного ландшафта является культурное наследие, сохраняемое в виде овеществленных объектов, традиционной деятельности людей или информации. В некоторых культурных ландшафтах наследие является доминирующим, определяющим ход всех происходящих на их территории общественных процессов. Это, прежде всего, комплексные историко-культурные и природные образования, являющиеся носителями исторической памяти, связанные с местами, хранящими в себе материальные и нематериальные свидетельства исторической памяти - памятники архитектуры, археологии, этнологии, топонимы, архивные и библиографические источники, разнообразные объекты и предметы -природные и антропогенные, указывающие на связь ландшафта с историческими событиями, определившими судьбу страны, народов, ее населяющих, их культуры, а также с жизнью великих людей, внесших особо значимый вклад в становление и развитие страны. В этом случае объектом наследия становится сам культурный ландшафт. Это положение было зафиксировано в документах ЮНЕСКО, и, очевидно, должно найти отражение в правовых и нормативных документах Российской Федерации.

Формальное осознание мировым сообществом культурного ландшафта как объекта наследия произошла совсем недавно, в 1992 г., когда это понятие было включено в текст "Operational Guidelines for the Implementation of the World Heritage Convention" - основной руководящий документ по применению Конвенции о Всемирном наследии. Этот документ периодически дополняется и уточняется, обеспечивая согласованность подходов к выявлению, представлению и сохранению мировых культурных ценностей.

До 1992 года культурный ландшафт не рассматривался в качестве самостоятельного объекта наследия. Вместе с тем, фактически признание ценности культурного ландшафта как объекта наследия пришло значительно раньше. Некоторые позиции, связанные с сохранением культурного ландшафта были предложены в Конвенции, принятой в 1972 г., и учитывались в более ранних редакциях "Operational Guidelines...". В частности, в Конвенции дается типология объектов культурного и природного наследия; в ряду объектов культурного наследия выделяются группы зданий, исключительная ценность которых может быть обусловлена их положением в ландшафте, а также достопримечательные места (sites), которые могут рассматриваться как результат совместного творчества человека и природы. Именно последние и были впоследствии отнесены к культурным ландшафтам. Некоторые из вариантных критериев ценности наследия, перечисленные в "Operational Guidelines...", содержат или содержали признаки, отражающие существенные свойства культурного ландшафта. Система критериев оценки природного наследия в период с 1980 по 1992 гг. включала такие составляющие, как выдающиеся примеры взаимодействия человека с окружающей его природной средой (критерий II) или необычные сочетания природных и культурных элементов (критерий III). Многие из критериев оценки культурного наследия могут быть применимы и к культурному ландшафту. В двух из них (критерий II и критерий IV) понятие ландшафта непосредственно упоминается в ряду разнообразных видов творчества (ландшафтный дизайн), а также в связи с тем, что ландшафт может рассматриваться в качестве иллюстрации важнейших событий мировой истории.

Согласно изначально принятому в Конвенции разделению наследия на природное и культурное, для каждого из них были установлены самостоятельные группы оценочных критериев, на основании которых эти объекты включались в Список Всемирного наследия. В обеих группах, как было показано выше, присутствуют критерии, свидетельствующие об определенной общности объектов культурного и природного наследия. Наиболее полно это проявляется в культурном ландшафте. Будучи введенным в систему основных понятий в 1992 г. и отнесенный к объектам совместного творчества человека и природы, культурный ландшафт по формальным признакам был отнесен к культурному наследию и должен был проходить процедуру номинации по критериям оценки объектов культурного наследия. Одновременно с этим, критерии, характеризующие взаимодействие человека и природной среды и использовавшиеся до 1992 г. при оценке объектов природного наследия, как это ни парадоксально, были изъяты из текста "Operational Guidelines...". Вместе с тем, в параграфах, раскрывающих содержание понятия культурного ландшафта (пп.35-42), было отмечено, что его сохранение непосредственно способствует сохранению биоразнообразия и что необходимо уделять внимание как культурным, так и природным его ценностям. Как можно видеть, все эти позиции не лишены определенных противоречий.

Итак, культурный ландшафт в руководящих документах ЮНЕСКО понимается как результат совместного творчества человека и природы (combined works of nature and of man). Культурный ландшафт иллюстрирует процессы эволюции общества под влиянием условий природной среды и социальных, экономических и культурных процессов. В качестве объекта наследия он должен репрезентативно представлять соответствующий геокультурный регион и с достаточно высокой степенью выразительности демонстрировать отличительные черты такого региона, в том числе и традиционные для этого региона технологии устойчивого землепользования, учитывающего экологические особенности и ограничения. Довольно широко распространены культурные ландшафты, в которых заключена семантика особого духовного (сакрального) отношения к природе.

Все культурные ландшафты, согласно принятой типологии ("Operational Guidelines...", п.39), подразделяются на три основных категории: целенаправленно созданные (clearly defined or designed landscapes), естественно развившиеся (organically evolved landscapes), среди которых выделяются субкатегории реликтовых (relict or fossil landscapes) и развивающихся (continuing landscapes) ландшафтов и, наконец, ассоциативные (associatives) ландшафты.

Типология, предложенная в "Operational Guidelines...", содержит два логических основания деления: во-первых, по степени преобразованности и культурной освоенности исходного природного ландшафта (ландшафты целенаправленно созданные, естественно развившиеся и ассоциативные) и, во-вторых, по жизнеспособности сформировавшегося ландшафта (ландшафты ископаемые, реликтовые, саморазвивающиеся). Первая характеристика позволяет рассмотреть ландшафты в соответствии с разнообразием форм и способов их создания, а вторая свидетельствует о степени уязвимости ландшафта. Обе они весьма важны при идентификации ландшафта и определении стратегии управления им как объектом наследия.

Источник: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМАТА КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА (как составная часть работы по формированию Российской сети культурного наследия) Ю.А.Веденин, М.Е.Кулешова, И.П.Чалая, И.Г.Иванова, О.Е.Штеле, А.Н.Давыдов, Л.Е.Востряков, А.В.Еремеев, С.А.Пчелкин

 

Новости

/ Архив новостей